Голландское пиво «Хайнекен»

Многим любителям пива и людям, никогда не пробовавшим пиво Хайнекен, хорошо известен логотип зеленого и белого цветов с ярко-красной звездой на этикетке. Это нидерландская торговая марка пивоваренной компании Хайнекен. С момента своего основания, более 150 лет назад, она переживала разные периоды. Среди них были не только успешные времена, но и спад производства, снижение качества пива из-за недостатка сырья в период войн. Сейчас компания Хейнекен является одним из крупнейших производителей пива в Европе, входит в лидирующую мировую пятерку по объему выпускаемой продукции.

Содержание
  1. Образование компании
  2. Качество и состав продукта
  3. Дальнейшее развитие предприятия
  4. Реклама пива

1 Образование компании

Годом, когда была создана пивоваренная компания Хайнекен, считается 1863. К этому времени семья успешного торговца и выходца из Германии Корнелиуса Хейнекена проживала в Голландии. Глава семьи умер, оставив жене и детям большое состояние. Не обладая особыми познаниями в области пивоварения, но унаследовав от отца способности к предпринимательству, его сын Герард в этом году купил самую крупную в Амстердаме пивоваренную фабрику. Средства на покупку были выделены с разрешения его матери, Герард на тот момент был еще несовершеннолетним. Сумма сделки была внушительной, но впоследствии затраты полностью окупились и пивоварня стал приносить прибыль.

Образование компании
Пивоваренная компания «Хайнекен»

Покупке способствовало не лучшее состояние дел на фабрике, носившей название Haystack (или De Hooiberg), да и качество производимой продукции было не на высоте. Пиво скорее напоминало эль или джин, спирта в нем было много, но вкусовые качества были очень невысокими. При создании нового продукта был использован опыт и способ изготовления пива немецких пивоваров, а точнее баварских производителей. Герард, став владельцем, сразу полностью изменил весь процесс и технологию производства пива. Управление фабрикой он поручил созданной им компании "HeinekenCo". Главным пивоваром с 1869 года, выпускавшим новое голландское пиво, был немец Вильгельм Фельтман.

Технологии, заимствованные у немецких пивоваров, сразу изменили качество производимого пива. Спрос на него резко увеличился, объем выпуска вырос настолько, что старая пивоварня, несмотря на свои размеры, уже не справлялось. Было принято решение о постройке еще одной фабрики в Амстердаме, которая начала функционировать в 1868 году в Buitensingel. Основные цвета, характерные для пива Хайнекен, были взяты с герба Роттердама - зеленый и белый. А геральдическим знаком в виде красной пятиконечной звезды логотип был дополнен из-за его популярности в конце 19 столетия. В следующем году была изменена технология производства пива, отличавшегося лучшим качеством, светлым цветом и дольше сохраняющим свежесть напитка.

2 Качество и состав продукта

С самого начала развития компании Хайнекен, основополагающими в новом напитке стали 3 ингредиента: вода, ячменный солод и хмель (water, malted barley, hops). Далее на всем многолетнем развитии пивоварня не отступила от своих принципов, что сохранило вкус, присущий только этому сорту пива.

Качество и состав продукта
Пиво из ячменного солода и хмеля

Настоящее голландское пиво светлого цвета, чуть сладковатое на вкус, быстро завоевало популярность у населения и получило всемирное признание.

Но основным достоинством являются дрожжи, добавляемые в процессе приготовления продукции. Специальный сорт был выведен для компании французским микробиологом Эльоном в 1886 году. Он до сих пор остается уникальным и основополагающим компонентом, определяющим неповторимый вкус пива и сохраняющим его на протяжении всего существования Хайнекен.

3 Дальнейшее развитие предприятия

Соперничество с другими производителями за завоевание рынка проходило в сложных условиях в течение 10 лет. Начавшаяся война между Францией и Пруссией в 1870 году устранила конкурентов из Баварии и позволила укрепиться на внутреннем рынке. Пиво в больших количествах стало поставляться в кафе, отели, пивные дома. Это способствовало росту потребительского спроса, при этом контроль над качеством продукции велся постоянно и строго. Большое значение этому придавал основатель и владелец компании Герард, который сам контролировал выпускаемую продукцию. Лаборатория, созданная им на фирме для определения качества, была уникальной и ранее нигде не использовалась.

В 1873 году Герард становится президентом компании, меняет название выпускаемого продукта со "Стог сена" на "Хайнекен". Именно этот год указан на традиционной зелено-белой этикетке, делающей узнаваемым всеми пиво Heineken. В этом же году происходит слияние с пивоварней Orannieboom. В следующем году строится завод в Роттердаме. В 1875 году качество напитка получило заслуженную оценку, наградой ему стала золотая медаль на международной выставке в Париже. К 1880 году предприятие становится крупнейшим поставщиком продукции во Францию. Во всех городах, вплоть до Парижа, ставшего столицей Европы в девятнадцатом веке, можно было купить пиво Хайнекен.

В 1881 году на заводе в Амстердаме было установлено холодильное оборудование. До этого момента производство, технологически нуждавшееся в охлаждении продукции, зависело от погоды и носило сезонный характер. С введением новшества производство стало круглогодичным, без влияния погодных условий. Оценив преимущества нововведения, в 1883 году такими же системами оснастили и фабрику в Роттердаме. Тот первоначальный вкус пива, который сохранился до наших дней, был создан именно с помощью выведенного нового сорта дрожжей в 1886 году. Над его созданием биолог Эльон трудился 13 лет, но полученные результаты оправдали себя полностью.

В обновленном виде на выставке в Париже в 1889 году Хайнекен удалось получить заслуженную награду Гран-При. Это позволило увеличить поставки продукции, появилось много постоянных заказчиков. Все крупные и посещаемые заведения Парижа стали заказывать пиво только у голландских пивоваров с торговой маркой Heineken. На этом развитие производства и введение новых технологий на фабриках не прекратилось, в 1890 году на заводе в Амстердаме было проведено электричество.

Дальнейшее развитие предприятия
Торговая марка «Heineken»

В 1893 году умирает основатель компании Герард Хайнекен, оставив после себя крупное и процветающее пивоваренное производство. Директором фирмы становится Петерсон, женившийся на вдове и ставший отчимом сыну основателя компании. Конкуренция среди пивоваренных компаний в конце девятнадцатого века возросла очень сильно. Но компании удалось отстоять свое лидерство и успешно продолжать развитие благодаря наработанным связям с потребителями и большим финансовым ресурсам. Среди конкурентов в самой Голландии выделялась крупная фирма Amctel, с которой Хайнекен соперничал вплоть до 1969 года. Увеличение производства и широкие поставки, инвестиции в развитие кафе, ресторанов и отелей позволили упрочить положение лидирующей компании, увеличили прибыль и позволили расширить производство. Наряду с поддержанием качества продукции пришлось снизить цену на пиво, сделав его более доступным и покупаемыми всеми слоями населения, что привело к увеличению прибыли.

Новый виток в развитии фирма получила в 1917 году, когда управляющим компанией становится сын основателя Генри. Созданный на фабрике пенсионный фонд для рабочих был хорошим стимулом для сотрудников. Но другие промышленники этот шаг оценили не сразу. Предпринятые попытки экспорта пива увеличили прибыль и привели к увеличению производства. Широкие поставки осуществлялись и в Америку. Но введение сухого закона в США в 1920 году резко снизило экспортные поставки пива в этот регион. Необходимо было искать другие регионы сбыта, что компания успешно осуществляла. Первый зарубежный завод был построен на территории Юго-Восточной Азии, в Индонезии. С тех пор количество таких заводов располагается более чем в 60 странах мира. Исключением является лишь США, верные традициям голландские пивовары решили не строить заводы в Новом Свете.

В 1927 году Хайнекен становится эксклюзивным поставщиком пива к столу нидерландской королевы Вильгельмины. В 1928 году была проведена рекламная акция с использованием самолета, во время проведения IX Олимпийских игр в Амстердаме. Тогда в небе над городом было написано название пивоваренной компании.

Первый опыт по разливу и упаковке пива в бутылки был предпринят в 1929 году для его экспорта в Америку. А в 1933 году, после отмены сухого закона, Хайнекен первым среди европейских производителей начал осуществлять поставки пива в США. Тот современный дизайн готовой продукции, к которому все привыкли, зелено-белая этикетка с красной звездочкой на стеклянной бутылке, была создана Альфредом Хайнекеном. Именно он осуществил перевод всей выпускаемой продукции в стеклянные бутылки в начале 50-х годов двадцатого века.

4 Реклама пива

Первоначально рекламе своей продукции пивоваренная компания Хайнекен, придавала не очень большое значение, считая что хороший продукт сам по себе является показателем качества. Предполагалось, что это обеспечит успешное продвижение товара на рынке. Но со временем ситуация изменилась, позиция компании в этом отношении была пересмотрена. Считавшуюся роскошью рекламу голландские производители начали активно использовать, что привело к неожиданному успеху.

Успех рекламы заметил внук основателя фирмы Альфред во время своей работы в США. Он руководил экспортными продажами и изучал методы американской продажи пива. Эффект от рекламы на увеличение продаж был очевиден и огромен, что заставило его по возвращению на родину создать отдел рекламы. Но возглавить компанию ему удалось лишь в 1971 году.

В современной мощной пивоваренной компании Хайнекен правнучка Герарда Шарлен входит в состав совета директоров, продолжая традиции семейного бизнеса.